Телефон: +7 (495) 234-74-94

Сувенирная отрасль

Что несет QR-код?

Сложная задача, которую часто приходиться решать изготовителям рекламных сувениров: как на ограниченной площади разместить большой объем информации? До последнего времени сделать это было непросто. Порой приходилось жертвовать дизайном изделия, а иногда даже требовалось дополнительно к промосувениру печатать специальные презентационные материалы. Однако с распространением QR-кода маркетологи получили новый эффективный инструмент, позволяющий в удобной форме донести до потребителя требуемую информацию.

 

От штрих-кода до QR-кода

Прародителем QR-кода стал получивший в свое время широкое распространение штрих-код, применяющийся в основном в торговле и содержащий краткую информацию о товаре. Но при всей популярности штрих-кода, он имел и определенные недостатки - необходимость применения специального устройства для сканирования тонким лучом и весьма небольшую информационную емкость.

И тогда в Японии, где всегда уделяли особое внимание разработке прогрессивных технологий, начали экспериментировать с новыми способами кодирования небольших объемов информации в графической картинке. В результате появился QR-код, который определяется сенсором как двумерное изображение. Три квадрата в углах картинки и меньшие синхронизирующие квадратики по всему коду позволяют нормализовать размер изображения и его ориентацию, а также угол, под которым сенсор относится к поверхности изображения.

Главное достоинство QR-кода - это легкое распознавание сканирующим оборудованием (в том числе и фотокамерой мобильного телефона), что дает возможность самого широкого его использования в различных отраслях.

Кстати сказать, QR-код не такое уж новое изобретение. Японская фирма Denso Wave, одна из дочерних компаний Toyota, разработала его еще в 1994 году. А уже в начале 2000 года в Японии QR-коды можно было встретить практически на всех товарах, продающихся в магазинах, в рекламных буклетах и справочниках...

Постепенно технология завоевала и ведущие мировые державы. Как показало исследование, проведенное компанией comScore в 2011 году, 20 млн жителей США применяли мобильные телефоны для сканирования QR-кодов. В то же время в Германии их использование выросло на 700%. 

 

Быстро, дешево, удобно...

В чем же состоит уникальность данного изобретения? Дело в том, что оно полностью отвечает современным требованиям к получению и распространению информации и делает этот процесс удобным, оперативным и, главное, интерактивным. Установив на свой телефон специальную программу-распознаватель, абонент может моментально считывать текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, отправлять SMS-сообщения и т. п.

Немаловажно и то, что создание уникального QR-кода совершенно бесплатно и не потребует особых усилий. Для этого потребуется лишь воспользоваться специальной программой - QR-код генератором.

Кроме возможности размещения большего объема информации по сравнению с обычным штрих-кодом, дополнительным преимуществом QR-кода является более высокая степень его распознавания считывающим устройством, даже в случае повреждения или отсутствия части кода.

 

От мала до велика

QR-коды всегда выполнены в форме квадрата. Матрица с затейливым изображением служит основой кода. А квадраты и черные линии содержат информацию, хранящуюся в модулях. Количество модулей напрямую связано с объемом данных, предназначенных для хранения. Самый маленький код (21х21) включает в себя 441 модуль (версия 1), а самый большой QR-код (177х177) - 31 329 модулей (версия 40).

Что же касается размеров рисунка, то ограничений здесь практически нет. Единственное, для того, чтобы его можно было считать обычным смартфоном или планшетом с камерой, длина каждой его стороны не должна быть меньше 2,5 сантиметров. Конечно, с помощью лазерной высокочастотной техники можно выгравировать даже самые крохотные QR-коды. Но тогда для считывания информации придется применять столь же высокоточные сканирующие устройства.

 

Что внутри?

В QR-кодах содержится текстовая информация в виде знаков, букв и цифр. Благодаря технологии имеются разнообразные возможности для форматирования текста. Именно это и позволяет сканирующей технике определять предназначение кода, а после предложить соответствующее действие.

 

В числе наиболее распространенных следует отметить зашифрованные в коде:

 

Интернет-ссылки

Веб-адрес, по которому следует пройти пользователю, может содержать довольно большое количество знаков, вследствие чего неудобен для набора вручную. Благодаря QR-коду по ссылке легко пройти без использования клавиатуры.

 

e-mail

В коде можно зашифровать имя и адрес электронной почты, чтобы пользователь мог быстро и удобно отправить сообщение.

 

Контакные данные

Визитка, оснащенная QR-кодом, даст возможность оперативно считать персональные данные и сохранить их в телефоне или ПК.

 

Номера телефонов

По телефонному номеру, размещенному в QR-коде можно сразу позвонить без набора номера.

 

SMS

Иногда для участия в акции требуется просто выслать определенный текст на требуемый номер. Считывание QR-кода поможет упростить процедуру: готовое SMS-сообщение появится на экране смартфона.

 

Картографическая информация

С помощью QR-кода можно показать расположение нужного объекта на электронных картах Google, Yandex и т.п.

 

Текстовая информация

Ну и, наконец, в QR-коде можно зашифровать некоторый объем текста. Будь то описание продукта, рекламное сообщение, поздравление или даже художественное произведение. К примеру, миниатюрное издание А. С. Пушкина «Евгений Онегин»!

Иногда требуется вписать в изображение QR-кода небольшое текстовое дополнение (к примеру - «скидка 25%», «схема проезда», «описание товара» и др.),  чтобы обосновать для пользователя необходимость его сканирования. Или, согласно дизайнерским требованиям,  сделать его цветным. Это также возможно с помощью специально разработанных программ-генераторов. И хотя внедрение посторонних элементов в код рассматривается считывающим устройством как его частичное повреждение, но при условии правильно выбранного соотношения размеров текста и изображения, его работоспособность не нарушится.

Если же свободная площадь для размещения кода совсем невелика (к примеру, это сувенирный брелок или зажигалка), то можно воспользоваться таким его видом, как Micro QR код. Конечно, объем информации, которую он позволяет хранить также мала, но для внесения телефонного номера или короткого интернет-адреса его вполне хватит.

К слову, в начале года Нидерландский Монетный Двор выпустил первые в мире монеты с QR-кодом. В коде зашифрована ссылка на сайт Министерства Финансов этой страны.

А известный тайваньский дизайнер Эдди Лин разработал дизайн собственной визитки с использованием технологий кодирования. Вся контактная информация на визитной карточке представлена в виде татуировок: QR-код содержит адрес сайта, а телефон и e-mail - зашифрованы в виде штрих-кода!

 

Олимпийская марка с QR-кодом

Стоит отметить, что в связи с широкими маркетинговыми возможностями QR-кодов, которые далеко не исчерпаны, они получают все большее распространение в рекламной отрасли. И за примерами далеко ходить не придется. Так, на прошедшем в прошлом году в Украине и Польше Чемпионате мира по футболу их применяли не только в наружной рекламе, но и для оснащения рекламных сувениров.

В частности, QR-код появился на одном из главных украинских аутентичных сувениров - зозулице, которая представляет собой созданную согласно древним традициям глиняную музыкальную игрушку-птицу. Считав смартфоном изображение, размещенное на прикрепленном к изделию шнурке, можно было перейти на специально созданный для зарубежных гостей мундиаля сайт о Киеве. Интернет-ресурс помогал иностранцам лучше ориентироваться в городе, содержал информацию о расположении сувенирных магазинов, ресторанов, гостиниц, а также исторические справки.

В нашей стране, где полным ходом идет подготовка к Зимней Олимпиаде, которая пройдет в следующем году в Сочи, также не отстают от современных веяний. Так недавно в почтовых отделениях России поступила в продажу уникальная почтовая марка номиналом в 25 рублей. Отличительной особенностью этой марки является нанесенный на нее специальный QR-код, позволяющий быстро перейти на официальный сайт Олимпиады-2014, где любой желающий может ознакомиться с последними новостями о строительстве Олимпийских объектов и подготовке к играм.

Новая марка из серии «XXI Олимпийские игры в Сочи» выпущена размером 37х37 мм в формате листа из 9 марок. Общий тираж данного выпуска - 540 тысяч экземпляров. Для нашей страны - это настоящее событие, подобных выпусков за всю историю почты России еще не было.

Ожидается, что к началу Олимпиады в Сочи будет выпущено 4 почтовых блока с 45 марками разных сюжетов, основными тематиками которых стали зимние виды спорта, природа Краснодарского края и непосредственно Олимпийские объекты соревнований.

 

ДеQRративное панно

Кроме сугубо информативной, QR-код может выполнять и дополнительную художественно-эстетическую функцию. Наглядным примером этого стала новая разработка петербургской компании «Стиль Хелю». Известная как изготовитель эксклюзивных изделий премиум-класса, она представила оригинальный корпоративный подарок на основе QR-кода.

Компания-разработчик презентовала новый продукт как декоративное панно, вырезанное из различных пород древесины, в которое с помощью системы QR-код возможно закодировать любую текстовую информацию с персональным дизайном и внешним оформлением.

 

Мы задали несколько вопросов руководителю проектов компании «Стиль Хелю» Сергею Власкину:

 

Как родилась идея создания художественного произведения на основе QR-кода?

У нас  много партнеров в Европе, для которых панно является ценным подарком и неотъемлемой частью интерьера. За время своего существования мы достаточно много выполняли для них работ именно в данном направлении.  Также Запад является более развитым в сфере инноваций, среди которых в настоящее время особое место занимает QR-код, достаточно сильно распространенный в Европе и США. Поэтому мы и решили создать изделие, сочетающее в себе классическое искусство и современные технологии, симбиоз художественной изящности и функционала:  с одной стороны, изделие выступает как интерьерная задумка в виде декоративного настенного панно, сделанное из дерева, с другой - как информационный носитель рекламного характера.  Наше изобретение вызвало положительную реакцию среди европейских партнеров. Для нас, как разработчиков, было приятным удивлением, что наша новинка уникальна и не имеет аналогов в мире.

 

На какую целевую аудиторию рассчитан данный сувенир?

Применение изделия не предполагает ограничений по каким-либо критериям, градациям, возрастным, образовательным и другим цензам  и рассчитано на широкую аудиторию. Оно может использоваться как эффективный способ рекламы и самопрезентации: панно с логотипом, закодированной ссылкой на сайт или визитной карточкой компании. Такой эксклюзивный премиум-подарок может являться оригинальным способом расположить Вашего клиента или партнера по бизнесу. Это, безусловно, оставит о Вас приятное впечатление, поможет заложить фундамент успешных отношений и укрепить деловое партнерство. Также изделие может служить в качестве персонального подарка: панно с личным портретом и закодированной поздравительной речью в честь знакового события или памятной даты.

 

Какие дополнительные возможности дает QR-код по сравнению с обычной персонализацией сувениров?

Одним из главных преимуществ QR-кода перед стандартными способами нанесения информации на сувениры в виде гравировки, печати и т.д. является большой объем информации, который можно закодировать, а также быстрый и удобный способ доступа к этой информации с помощью системы сканирования QR-кодов. Помимо фактора удобства и функциональности особый шарм изделию придает его оригинальность: такое персонализированное панно, выполненное из дерева с логотипом в центре и индивидуальным обрамлением, привлекает внимание человека, а также вызывает интерес «много квадратиков» на нем, мимо которых уж точно не пройдешь! В конечном итоге, любопытство берет верх и загадка, которая таится в этих самых «квадратиках», будет мгновенно разгадана с помощью приложения на мобильном телефоне или планшетном компьютере.

Планирует ли ваша компания предоставлять заказчикам услуги по оснащению QR-кодами другой сувенирной продукции?

Сувенирная продукция - это одно из немногих направлений нашей работы. Наша деятельность заключается в изготовлении эксклюзивных изделий на заказ: от небольших предметов личного пользования и бизнес-подарков до мебели и интерьеров с использованием редких и ценных материалов. Поэтому мы планируем применить QR-код именно в данных направлениях и уже сейчас ведется разработка эксклюзивного стола для нашего европейского партнера, в центре которого будет вырезан персонализированный QR-код.

 

Насколько популярна, по вашим оценкам, может стать у отечественных заказчиков эта достаточно новая для нашего рынка услуга?

По данным европейских маркетинговых исследований в течение последних 2-х лет на Западе считывание QR-кодов увеличилось на 700%. Они используются в наружной рекламе, печатных изданиях, супермаркетах, на одежде, промышленных объектах, электронных билетах. Успешный опыт проведения рекламных кампаний с QR-кодами в Европе и США  постепенно перенимает и наша страна. В настоящее время все более отчетливо видна тенденция проникновения QR-кодов в Россию. Практически во всех современных мобильных телефонах и планшетных компьютерах есть приложения для считывания QR-кода. В нашей стране его все чаще можно встретить на упаковках товаров, кассовых чеках, визитках, в учреждениях культуры. Поэтому популяризация идет стремительными темпами. Мы думаем, что наше изобретение хорошо впишется в эту тенденцию, потому как изделие является универсальным к потреблению для всех без исключений. Такое панно на основе QR-кода может украсить интерьер офиса, кафе, ресторана, собственного дома и любого другого помещения в принципе, стать своего рода визитной карточкой организации или конкретного лица. Для каждого заказчика мы разрабатываем и изготавливаем панно с персональным дизайном QR-кода, учитываем индивидуальные особенности фирменного стиля компании (логотип, название, слоган) и внешнего оформления изделия в виде индивидуального обрамления.

В заключение хотелось бы добавить, что QR-код не является каким-либо новым веянием моды или, как принято говорить в наше время «трендом», он существует давно и другого способа кодирования информации пока еще никто не придумал. QR-код прост и удобен в использовании. Он все более настойчиво навязывает свою необходимость всему мировому сообществу, становясь неким унифицированным правилом. А, значит, стоит полагать, что он неизбежно придет и в Россию.

 

Вячеслав Логачев