Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

Перспективы роста екатеринбургской наружки

Екатеринбург традиционно входит в пятерку наиболее крупных по объему ООН-рынка городов России. Это лучший показатель того, что он является крайне привлекательным как для операторов, так и для рекламодателей. Однако в течение последнего года ситуация в сфере наружной рекламы в данном регионе сложилась неоднозначная.

 

Прежде всего стоит отметить практически проваленный аукцион на размещение рекламных конструкций, состоявшийся в Екатеринбурге 16 октября. Фонд имущества Свердловской области разыгрывал 60 рекламоносителей: 28 билбордов, 17 афишных стендов, семь рекламных щитов сити-формата, пять стел и три указателя. Начальная стоимость всех площадок составила 9,6 млн руб. (от 24,2 тыс. до 126,7 тыс. руб. в год в зависимости от формата).

 

Однако местных игроков рынка торги не заинтересовали. В итоге в аукционе приняла участие только одна компания – ООО «РВД ЕКБ», которая выиграла один из лотов по начальной стоимости как единственный участник. На остальные 16 лотов заявок не было.

 

И это тем более удивительно, что еще летом на торгах по наружной рекламе в Екатеринбурге было разыграно 20 лотов (130 площадок), из них продано – 19. По итогам аукциона 10 компаний-победителей заплатили в совокупности 42,4 млн руб. при стартовой цене 10,5 млн руб. Стоимость лотов в ходе торгов увеличивалась в два-три и более раз.

 

Между тем Екатеринбург - третий по величине региональный рынок наружной рекламы в России. По версии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), за первые 6 месяцев текущего года объем ООН-сегмента Екатеринбурга составил 374 млн руб. По этому показателю город обгоняет Казань (327 млн руб.), Самару (291 млн руб.) и Красноярск (287 млн руб.), но сильно уступает Новосибирску (480 млн руб.); не говоря уже о Северной столице, сегмент наружной рекламы которой превышает екатеринбуржский более чем в 4 раза.

 

Впрочем, рост объема рынка наружной рекламы Екатеринбурга за первое полугодие 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил всего 1%, что явно недостаточно для такого перспективного региона, который, к тому же, совсем скоро будет принимать у себя матчи чемпионата мира по футболу - 2018.

 

В настоящее время на ООН-рынке Екатеринбурга, по информации агентства "ЭСПАР-Аналитик", наибольшим числом рекламных конструкций владеет местный оператор "Хэт-трик", который имеет в управлении 988 рекламоносителей, в числе которых 536 щитов 6х3, 214 сити-бордов, 30 пилларов, 18 крупноформатных конструкций и 190 рекламоносителей сити-формата.

 

Федеральный оператор Russ Outdoor занимает на рынке инвентаря Екатеринбурга лишь второе место. Во владении компании находится 781 рекламная конструкция, из которых преобладают щиты 6х3 и носители сити-формата - 477 и 246 соответственно. Также, согласно подсчетам "ЭСПАР-Аналитик", Russ Outdoor в Екатеринбурге принадлежат 37 крупноформатных конструкций и 21 пиллар.

 

Третьим в списке крупнейших игроков на ООН-рынке Екатеринбурга идет крупный региональный оператор, базирующаяся в Новосибирске компания "Дизайн-Мастер". Ей принадлежит 759 рекламных конструкций, в том числе 518 щитов 6х3, 162 крупноформатные конструкции, 62 рекламоносителя сити-формата и 16 сити-бордов.

 

Еще один крупнейший федеральный оператор - Gallery - владеет 661 рекламоносителем, из которых 276 щитов 6х3, 206 носителей сити-формата, 112 сити-бордов, 42 пиллара и 21 крупноформатная конструкция. Всего в Екатеринбурге по состоянию на сентябрь 2017 года насчитывалось 6028 рекламных поверхностей разных форматов. Причем здесь наблюдается абсолютное преобладание щитов 6х3 - 3780 носителей. Также весьма популярны конструкции сити-формата (880), сити-борды (700) и крупноформатные конструкции (503).

 

Что касается загруженности поверхностей, то, по данным Общероссийской системы онлайн-бронирования наружной рекламы all-billboards.ru, по состоянию на декабрь 2017 года в Екатеринбурге свободно 1304 щита 6х3, при общей загруженности данного вида инвентаря в 57,5%; сити-борды (2,7х3,7 м) - доступно 565 штук при загрузке 30,1%; также вакантными остаются 44 крупноформатные и 109 малоформатных конструкций при загрузке, соответственно, 61,6% и 73%; и, наконец, незагруженными остаются 28 цифровых носителей.

 

Среди крупнейших рекламодателей ООН-рынка Екатеринбурга лидирует X5 Retail Group. По данным агентства "ЭСПАР-Аналитик", за 9 месяцев текущего года компания потратила на наружную рекламу 12,9 млн руб. Также существенный вклад в ООН-сегмент города за этот же период внесли мобильные операторы: "Вымпелком" выделил на наружную рекламу бюджет в размере 10,7 млн руб., "Мегафон" - 10,3 млн руб., МТС- 8,6 млн руб., Tele2 - 7,6 млн руб.

 

Из ретейлеров в топ-10 ведущих рекламодателей ООН Екатеринбурга по итогам 9 месяцев 2017 года также вошли компании "Лента", "О'Кей", "Эльдорадо" и IKEA, потратившие - 8,2 млн руб., 7,5 млн руб. и по 6,4 млн руб. соответственно.

 

По подсчетам "ЭСПАР-Аналитик", всего рекламодатели вложили в наружную рекламу Екатеринбурга за исследуемый период 594,9 млн руб.

 

Среди товарных категорий наибольший вклад в бюджет ООН города внесли представители категории "недвижимость и строительство". Они в общей сложности разместили рекламу на 121 млн руб., что составило 20,3% от общей доли продаж наружной рекламы. Далее идут компании, представляющие сферы ретейла и телекоммуникаций, вложившие в ООН Екатеринбурга соответственно 113,9 млн руб. и 55,9 млн руб. с долей в 19,1% и 9,4%. Также в числе компаний, выделяющих крупные бюджеты на наружную рекламу в Екатеринбурге, имеются представители категорий "туризм, развлечения", "автомобили, сервис", "финансовые услуги, банки" и др.

 

Более подробно осветить ситуацию на рынке наружной рекламы Екатеринбурга мы попросили Константина Майора, владельца Maer Group:

 

Насколько важен Екатеринбург для бизнеса вашей компании? Планируете ли по возможности увеличивать ваше присутствие на ООН-рынке данного региона?

 

Для Maer Group Екатеринбург – родной город, здесь находится один из наших крупнейших офисов. Именно в столице Урала мы установили первую рекламную конструкцию в 2003 году и начали развивать свою федеральную сеть.

 

Нам очень важно поддерживать развитие бизнеса в этом регионе. Когда мы установили в Екатеринбурге первый интерактивный медиафасад, у предпринимателей, среднего и крупного бизнеса появилась возможность совершенно по-новому заявить о себе. Мы принесли новые рекламные технологии и возможности в город и сделали свой вклад в его экономическое развитие.

 

 

В чем Вы видите перспективы роста местного рынка наружной рекламы? Можно ли в их числе назвать проведение в 2018 году в городе матчей чемпионата мира по футболу?

 

Чемпионат мира по футболу, без преувеличения, станет главным событием 2018 года для Екатеринбурга. Это событие не регионального и даже не федерального, а мирового масштаба - такое в Уральском регионе происходит пока нечасто.

 

Конечно, чемпионат станет одним из главных драйверов рекламной индустрии в городе. Традиционно мероприятия такого уровня собирают вокруг себя целый пул рекламодателей, которые большую ставку делают на места проведения ключевых мероприятий. Уровень бюджетов здесь глобальный - я не могу пока назвать конкретные цифры, но приток средств ожидается значительный.

 

Мы очень рады, что именно Maer Group предлагает своим клиентам самый заметный DOOH-носитель в городе – медиафасад на БЦ «Деловой Центр». Он традиционно пользуется большой популярностью у рекламодателей, на время чемпионата нам придется найти способы оптимизировать инвентарь – спрос уже начинает зашкаливать. Дело в том, что он находится недалеко от «Екатеринбург-Арены», на пути следования всех гостей, которые направятся на игры чемпионата. Это значит, что его гарантированно увидят все гости и участники главного события года. По прогнозам оргкомитета, на время игр FIFA в Россию приедет более миллиона иностранных болельщиков – и это не считая российских гостей из других городов.

 

В последние годы в нашей стране активно развивается сегмент Digital Out-Of-Home. Востребован ли данный формат в Екатеринбурге? Планирует ли Ваша компания развивать там сеть своих цифровых рекламоносителей?

 

Я могу рассказать, как это происходит в Maer Group. Еще несколько лет назад клиентов интересовало в первую очередь размещение на имиджевых брандмауэрах. Но после установки нашей конструкции ситуация резко изменилась – появились абсолютно новые рекламные возможности. До этого все, что было доступно, – это статичная картинка. Представьте, что вы все время смотрели кино дома на ноутбуке и тут в вашем городе появился, к примеру, IMAX 3D. Это совершенно новый уровень, это совсем другой эффект на аудиторию. Контент можно изменить буквально за секунды. Он может подстраиваться под время суток, прогноз погоды, под тот же результат спортивных матчей. Тем более аудиовизуальный контент, по прогнозам глобальных рекламных экспертов, – один из главных трендов и факторов роста в рекламной индустрии в целом. И мы рады быть частью этого тренда и вкладывать свои силы в его развитие не только в Екатеринбурге, но и по всей стране.

 

Довольны ли загруженностью рекламных поверхностей Вашей компании в городе? Менялся ли данный процент в последнее время?

 

Заполняемость нашего медиафасада в Екатеринбурге коммерческой рекламой сейчас находится на уровне 90 - 95%. В других регионах мы тоже видим позитивную динамику – это говорит о том, что рост рынка происходит в основном за счет развития цифровых нестандартных форматов.

 

                                                                   ***

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что несмотря на некоторое замедление темпов развития рынок наружной рекламы Екатеринбурга остается одним из самых крупных и востребованных в нашей стране. И, вполне вероятно, что драйверами его роста на ближайшие годы  может стать в том числе и внедрение цифровых технологий.  

 

Вячеслав Логачев