Телефон: +7 (495) 234-74-94

Сувенирная отрасль

Сентябрь 2010 · Журнал Сувенирка №39

(НЕ) Держись за ручку!

Страсть к письму, рисованию, всяческому бумаго- или даже стенкомаранию заложена в человеке от природы. Поэтому за существование пишущих принадлежностей как класса беспокоиться нет причин. Впрочем, это отнюдь не гарантирует вечной жизни отдельным его представителям. Прогресс неумолим. И не будем ли мы вскоре, подобно меломанам, ностальгирующим по виниловым пластинкам, с тоской взирать на какое-нибудь лазерное стило, вытеснившее из обихода привычную ручку?

Чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос, давайте попробуем поступить не совсем обычным образом - рассмотрим проблему с трех различных углов зрения. Сначала углубимся в прошлое. Потом отправимся в будущее, точнее говоря, немного пофантазируем. И затем, наконец, вернемся к нашим реалиям и с помощью экспертов попробуем выяснить нынешнее положение дел в сегменте пишущих принадлежностей.

Эволюция…
Когда-то в доисторическую эпоху первобытным людям приходилось запечатлевать свои «рекламные» объявления на скалах с помощью простейших подручных средств типа обломка камня или обожженной на костре палки. Конечно, этот способ был очень неудобным и имел ряд существенных недостатков, но придумать иной им было не под силу. Поэтому других письменных памятников той эпохи, кроме наскальных росписей, не сохранилось.
Однако время шло. Появились иные, более прогрессивные цивилизации и, соответственно, способы письма. Взять хотя бы ту же клинопись вавилонян, узелковые послания майя или натертые воском таблички древних греков, на которых те писали, используя стило – заостренную медную или костяную палочку. Так, постепенно, очередь дошла и до привычных для нас форм пишущих изделий. Однако все они прошли немалый эволюционный путь развития. И кто с уверенностью может сказать, что путь этот уже окончен?

…фломастера
Как ни странно, из привычных для нас пишущих принадлежностей наиболее древним оказался… угадаете с трех раз? Нет? Фломастер! И это научно доказанный факт. Именно прототип этого пишущего изделия был найден археологами в гробнице Тутанхамона. Древнеегипетский фломастер представлял собой медную ручку со вставленной в нее свинцовой заостренной трубочкой, внутри которой находилась тростинка, заполнявшаяся чернилами. Те просачивались по волокнам стебля, накапливались на заостренном конце и при письме оставляли четкий след на папирусе.
История же современных разноцветных фломастеров началась 17 марта 1960 года. Именно в этот день в Японии они впервые поступили в продажу. Кстати, фломастерами (слово происходит от торговой марки Flo-Maste) называют несколько видов пишущих принадлежностей: маркеры, текстовыделители, капиллярные ручки и собственно фломастеры. Различаются они составом красящего вещества, формой и назначением.

…карандаша
Еще одним пришедшим к нам из глубин веков пишущим изделием является карандаш. Его предтечи были известны уже во времена Средневековья. Так, вставлявшиеся в металлические зажимы свинцовые, серебряные стержни, дававшие темно-серые или коричневые тона, употреблялись уже в XII - XVI веках. В XIV веке появился так называемый итальянский карандаш из глинистого сланца, который дает матовый оттенок и слабую черноту. С XVII века получили распространение графитные карандаши, которые отличались малой интенсивностью и легким блеском. К этому же периоду относится и широкое использование карандашей из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем, - они давали сильный черный матовый штрих.
Близкий к современному вариант карандаша был изобретен в 1775 году французом Николя Жак Конте. Идея заковать в футляр графит, легко оставляющий след на бумаге, но пачкающий руки, сохранила имя изобретателя и бизнесмена в веках. Фирма «Конте» до сих пор является одним из лидеров производства карандашей.
Однако на этом эволюция карандаша не закончилась. 15 сентября 1912 года девятнадцатилетний Токудзи Хаякава открыл в центре Токио небольшую мастерскую металлической галантереи. Именно там он придумал карандаш, не требующий заточки. Специальный механизм поддерживал грифель и позволял регулировать его длину. Однако первый вариант механического карандаша Хаякавы оказался неудачным и расходился крайне плохо. Но, благодаря упорству изобретателя и произведенным им усовершенствованиям в конструкции изделия, новый чудо-карандаш заинтересовал Европу и США. В 1916 году Хаякава разработал головку для грифеля, и механический карандаш принял тот облик, который сохраняет и по сей день. Изделие получило новое имя – «вечно острый карандаш» (Ever-Ready-Sharp Pencil); отсюда и название одной из крупнейших корпораций – Sharp.

…ручки
Предшественницей всех типов ручки была кисть. В Китае ее делали из шерсти верблюда или крысы и макали в чернила. Древнейший рецепт чернил содержал сажу сосновой смолы, ламповое масло и желатин из кожи осла. Первая ручка была из бамбукового или тростникового стебля. Один его конец остро, под углом срезали – и все! Ручку можно было обмакивать в чернила и писать.
И только в VIII веке нашей эры люди додумались, что тростинку можно заменить птичьим пером. Перо удобнее держать, и служит оно дольше.
Однако перо по-прежнему приходилось постоянно окунать в чернила. А, как известно, комфорт – главный двигатель прогресса. На поиски подходящего решения у изобретателей ушел почти весь XIX век. Но вот наконец в 1884 году появилась авторучка. В футляре для держания находился резервуар с чернилами. Из него чернила по трем желобкам стекали к наконечнику под пером. В стальном пере вырезали круглое отверстие для воздуха, чтобы чернила затекали туда, и ручка писала без клякс.
Следующий – и на сегодняшний день последний – по-настоящему революционный прорыв в области изготовления ручек произошел в 1938 году, когда венгерский журналист Ладисло Биро придумал ручку-трубочку с крошечным шариком в наконечнике стержня. Однако он не сумел должным образом оформить патент на свое изобретение, и в 1943 году американский коммивояжер по имени Милтон Рейнолдс запатентовал шариковую ручку в США и наладил ее массовое производство. Успех шариковой ручки был огромным. Только за один день в магазине Джимбела в Нью-Йорке было продано 10 тысяч штук. Забавно, что первые покупатели привлекались лозунгом о том, что новая ручка может писать под водой!
Рейнолдс сказочно разбогател на столь удачно присвоенной им идее. Однако на этом потенциал шариковой ручки как «создателя миллионеров» не был исчерпан. В 1958 году француз Марсель Бик доработал ее и получил сверхдешевую в производстве модель одноразовой ручки под названием BIC, которая положила начало созданию BIC Corporation, и сегодня контролирующей одну треть рынка продаж шариковых ручек в США.
На этом революционные преобразования в сфере пишущих инструментов вроде бы закончились. Но, возможно, лишь на первый взгляд?

Назад в будущее?
Очень интересно было бы заглянуть хоть одним глазком лет на 25 вперед и посмотреть, чем или, возможно, как именно пишут или рисуют там. Может, ручка уже забыта и все поголовно перешли на электронные устройства? Или, напротив, привычный для нас предмет для письма вырос в нечто супертехнологичное и многофункциональное? А может, люди и вовсе перестали писать и общаются телепатически?..
Ученые считают, что большинство новых изобретений повторяют уже известные, но на более высоком уровне. Однако при этом гиперболоиды не плодятся сами по себе, а появляются, когда приходит их время. Когда они становятся актуальны для человеческой деятельности, когда технология достигает определенной ступени развития, когда сходятся воедино несколько других субъективных условий, включая Его Величество Случай.
А нуждается ли вообще большинство из ныне живущих в предмете для письма, кардинально отличающемся от обычных? По-моему, не особо. Человек вообще существо довольно консервативное. И, согласно известной притче, потребитель обычно просит более быструю лошадь.
Другое дело, что по законам маркетинга полагается предложить ему автомобиль. Но это в идеале. А в нашей реальности, если светлую голову какого-нибудь изобретателя-одиночки или яйцеголовый череп обитателя Силиконовой долины не посетит гениальная идея по созданию принципиально нового вида ручки, то рынок канцелярки пока может спать спокойно. В ближайшее время слишком революционные преобразования ему, скорее всего, не грозят.

Эксперты говорят…
В этом, кстати, сходятся и наши эксперты – специалисты рекламно-сувенирного рынка, с которыми я побеседовал о нынешнем состоянии дел в сегменте пишущих принадлежностей.

Первым на мои вопросы отвечал Илья Цигельницкий – генеральный директор компании «Вики Восток», являющейся одним из немногих в нашей стране производителей сувенирных ручек.


Ручка пока уверенно держит лидирующие позиции в качестве самого популярного делового сувенира. Можно ли говорить о том, что в обозримом будущем ситуация не изменится, даже с наступлением эры цифровых технологий?
Ну, чеки все-таки чем-то подписывать надо… Опять же всякие там резолюции – «запретить», «одобрить», «разрешить» – тоже ручкой пишут. Единственная альтернатива – самонаборные штампы с логотипом, но это не очень функционально: в кармане чернила протекут.  А если серьезно, никаких предпосылок для отказа от пишущих принадлежностей я не вижу. Может, изменятся механизмы или стержни... Да, пишут более короткие тексты, но количество «писанины» не уменьшается. И как рекламный сувенир ручка остается наиболее востребованной: компактный, часто используемый и очень «личный» предмет - как зубная щетка или бритва, то есть постоянно находится в контакте с получателем рекламы. Даже USB flash не могут здесь конкурировать по частоте контакта. Во-первых, потому что есть альтернатива носителей памяти той же емкости в виде MMC или SD-карт, которые не могут служить адекватным рекламным носителем, поскольку в момент работы находятся внутри компьютера. Во-вторых, для того чтобы использовать USB flash, нужно как минимум место, куда ее «втыкать». Для ручки же не надо ничего — можно писать и на руке, и на стене.

Изменились ли, по Вашим наблюдениям, предпочтения заказчиков сувенирных ручек после наступления экономического кризиса? Наблюдался ли их уход в более низкий ценовой сегмент, как это предрекали многие эксперты?
В начале кризиса (конец 2008 года) наблюдался уход в никуда. С середины 2009-го – переход в более низкий сегмент. Сейчас идет возврат к более дорогим изделиям – если не в моделях, то в качестве нанесения (более 2-х цветов или полноцвет) или в дополнительной персонализации (фигурные клипы, индивидуальные цвета).

Отечественных изготовителей ручек, особенно в сфере рекламных сувениров, можно сосчитать буквально по пальцам одной руки. Что мешает российским компаниям развивать данный вид производства?
Во-первых, само производство как вид бизнеса в России является неблагодарным занятием (под производством я понимаю нормальный производственный комплекс, а не два тампопечатных станка в чулане). Во-вторых, возможности производства ручек превышают спрос, поэтому производители пишущих принадлежностей находятся в сегменте канцелярских принадлежностей, а там совершенно отличная технология продаж. В-третьих, удивительные цены на все, что касается производства, — электричество, полимеры, пружины.

Я не понимаю, почему стоимость сырья и электричества у нас раза в 2 - 3 выше, чем в Китае, – это при своей-то нефти и своем Чубайсе (или кто там теперь в РАО ЕЭС)? А при попытке заказать пружины для ручек в России на наших суперсовременных предприятиях, оказывается, что они в 4 раза дороже, чем европейские с учетом доставки и пошлин. В-четвертых, удивительные цены на китайскую продукцию на внутреннем рынке. На мой взгляд, такая цена может получиться, только если продукция телепортируется прямо из Китая в обход границ и таможен.


За счет каких конкурентных преимуществ отечественный производитель пишущих принадлежностей может отвоевать свою нишу в конкуренции с западными и особенно азиатскими компаниями на российском сувенирном рынке?
Только скорость исполнения заказа и цветовой ассортимент. По цене можно конкурировать, лишь имея объемы продаж, сравнимые с азиатскими; в этом случае можно осуществлять производство стержней (себестоимость стержня до 60% стоимости ручки), снижать издержки и опускать цены.

Заказчики рекламной и промопродукции часто жалуются: мол, надоело уже дарить клиентам ручки, хотим чего-нибудь другого. Но когда доходит до дела, то… опять заказывают именно ручки! Почему, на Ваш взгляд, это происходит? У людей не хватает фантазии или просто на нашем рекламно-сувенирном рынке мало по-настоящему интересных предложений? А может быть, просто срабатывает известный принцип - «от добра добра не ищут»?..
Пока нет альтернативы и не скоро будет (см. ответ на 1-й вопрос).

В сегментах (к примеру, текстильной продукции, электронных устройств, некоторых других) обновление коллекций происходит достаточно регулярно. Однако что касается пишущих принадлежностей, то здесь все достаточно консервативно. С чем это связано? Какие новинки предлагает клиентам в этом году Ваша компания?
Производство ручек довольно «дорогое удовольствие», поэтому выпуск новой продукции всегда сопряжен с риском: сделать новую ручку - значит потратить большие средства, а вдруг она «не пойдет»? Производители сувенирных ручек не очень-то «жируют», поэтому боимся рисковать.

В этом году мы выпустили: две новые монетницы «Квадро Экспо» (в качестве рекламы вставляется образец продукции) и «Арена» (круглая монетница); новый стандартный цвет для всех транспарентных ручек серии Grant — «фуксия»; новую ручку Grant Precision (дешевую неавтоматическую ручку); новую ручку Eco (название пока условное) — неавтоматическую ручку, сделанную из сырья вторичной переработки (подробности пока не могу сообщить – рассчитываем презентовать продукт на выставке IPSA в сентябре). В планах - выпуск еще одной модели монетницы и двух моделей ручек и запуск проекта по производству ручек индивидуального дизайна.

Карандаши, может, и уступают ручкам в качестве рекламного сувенира, но в подставке у офисного работника первых зачастую даже больше, чем последних. Поэтому, говоря о сегменте пишущих принадлежностей, нельзя обойти этот по-прежнему достаточно популярный вид сувенирных изделий.

Об их рекламных преимуществах и многом другом мы поговорили с Еленой Романовой – коммерческим директором компании «Красинский карандаш».

Какие виды карандашной продукции пользуются особой популярностью у отечественного потребителя? Что чаще заказывают - наборы цветных карандашей или простые?
В современном мире простой карандаш настолько прочно вошел в нашу повседневную жизнь, что его существование принимают как должное. У отечественного потребителя популярностью пользуется круглый карандаш - как длинный (177 мм), так и короткий (85 мм). Длинные карандаши обычно заказывают банки, гостиницы, кафе. Очень многие спрашивают карандаш с ластиком, но, к сожалению, ластика нет в России, и его приходится закупать в Европе. Правда, прошедший август выдался урожайным на заказы наборов цветных карандашей, но это, в принципе, было ожидаемо перед началом учебного сезона. Граненый карандаш тоже заказывают, но больше на деловые совещания, так как он не катается по столу и всегда будет лежать на «месте».

Какие существуют возможности по персонализации карандашных изделий?
Персонализация карандашей производится методом горячего тиснения фольгой. Фольга для тиснения существует различных цветов и оттенков, включая привычные «золото» и «серебро». Однако хочется особо подчеркнуть, что фольга бывает и белая: многие удивляются, что такое вообще возможно, - очевидно, предполагая, что это белая краска.

Сохраняют ли пишущие принадлежности, в том числе и карандаши, свою привлекательность в качестве рекламного сувенира в свете новых реалий – развития электронных технологий и связанной с этим тенденции к уменьшению использования привычного письма?
Рекламные карандаши наравне с другими видами фирменных канцелярских товаров становятся одним из самых популярных видов рекламной продукции. Карандаши с логотипом вашей компании многократно напоминают о ее существовании вашим деловым партнерам, поскольку часто используются в течение дня. И поэтому реклама на карандашах – это один из лучших способов сообщить о своей компании. Изобретение карандаша в деревянной оболочке облегчило процесс закрепления и распространения информации, недаром в наш язык прочно вошел фразеологический оборот «взять на карандаш».

Карандаши с логотипом  – это очень простое и элегантное решение для проведения промоакции или использования в качестве офисных сувениров, а рекламные карандаши для раздачи на выставке – это эффективное и экономичное рекламное средство.
Коробка рекламных карандашей – хороший подарок боссу и сотрудникам фирмы, незаменимый атрибут презентации, конференций и выставок. Набор фирменных карандашей с логотипом поддержит престиж предприятия, продемонстрирует изысканность.

В чем состоят конкурентные преимущества отечественных производителей карандашей на нашем рынке по сравнению с зарубежными?
Главное конкурентное преимущество отечественных производителей – это экологически чистый карандаш, да и по цене он не такой дорогой (я не беру в пример, конечно, карандаши китайского производства).

Подготовила ли Ваша компания новинки к осеннему сезону? Какие именно?
Новинки мы, конечно, приготовили. Ознакомиться с ними вы сможете на выставке в сентябре. Также в производство был запущен именной карандаш: раньше мы его делали лишь на большие партии, а теперь каждый желающий может его заказать начиная от 100 штук. Мне кажется, это очень удобно. Ведь даже в детский сад или школу ребенок может носить с собой именной карандаш.

В России он выполняется из натурального дерева, без вредных для здоровья добавок – дети так любят грызть карандаши! Именной карандаш никогда не потеряется. Я своей дочке сделала: мало того, что она осталась очень довольна, так сразу пошли заказы от ее друзей. Прекрасный подарок на день рождения, такое нигде не купишь…

Насколько сильно кризис сказался на активности отечественных заказчиков пишущих принадлежностей? В чем это выражалось в первую очередь? Кто в результате больше пострадал – поставщики или производители?
Кризис, конечно, не в лучшую сторону сказался на активности отечественных заказчиков пишущих принадлежностей, так как поднялись цены на сырье и материалы. Ожидается, что из-за нынешнего тяжелого лета повысится цена и на дощечку – это также отразится на стоимости карандашей. А вообще в кризис пострадали и поставщики, и производители - всем сейчас тяжело. Говорят, он прошел. Но я пока этого не чувствую: все чаще и чаще в течение года слышу от заказчиков, что им хочется дешевле, спрашивают про скидки, эконом-вариант. Многие рекламные агентства все больше идут на закупку китайского карандаша – он же дешевый, – стараются выжить, и это понятно…

И, наконец, заключительная беседа у меня состоялась с Екатериной Цукановой, менеджером по продукции CROSS компании «Бюрократ», занимающей одну из ведущих позиций на рынке товаров для офиса.

По Вашему мнению, пишущие принадлежности еще долго будут удерживать пальму первенства в качестве самого популярного делового сувенира? Или, возможно, уже набирает силу более универсальный и функциональный инструмент маркетинга?
Полагаю, что пишущие инструменты - это незыблемый столп в области делового подарка или сувенира. Несмотря на ежегодное появление разнообразных новых товаров на этом рынке, ручка остается самым популярным из них. В особенности это касается пишущих инструментов класса «Премиум», которые, в отличие от всего остального, сейчас стали не просто пишущим инструментом, а во многих случаях необходимым аксессуаром, подтверждающим статус своего владельца и, более того, способным передать ему теплоту, яркие и живые эмоции и ощущение неподвластности времени.
В подтверждение могу сказать, например, что торговая марка CROSS за последние годы ввела в свой ассортимент несколько новых товарных групп. Они также пользуются популярностью - как бизнес-подарок, так и в качестве необходимого аксессуара для делового человека - и призваны обеспечить своему владельцу комфорт в работе везде, где бы он ни находился (в офисе, дома, в машине и даже в самолете). Однако CROSS, несмотря на такую популярность, основной своей товарной группой продолжает считать пишущие инструменты, что подтверждается особым интересом со стороны конечного потребителя.

В ассортименте сувенирных ручек Вашей компании в основном изделия известных европейских брендов. Насколько они востребованы у отечественных заказчиков в силу их более высокой стоимости? На какую категорию потребителей рассчитаны?
Мы занимаемся скорее подарочным сегментом рынка, нежели сувенирным. А в подарке очень большое значение имеет бренд, его история и мировая известность. Именно такой продукции отдается предпочтение при выборе презента, несмотря на то, что она имеет более высокую стоимость. Здесь хотелось бы также отметить, что традиционно производство элитных пишущих инструментов идет из Америки и Европы.
Производители премиальных пишущих инструментов, с которыми работает наша компания, охватывают большинство существующих категорий потребителей. Они всегда идут в ногу со временем. Например, компания CROSS делит всю свою продукцию на модные (трендовые), классические, современные и деловые коллекции. И любой заказчик может подобрать предпочтительную для него ручку или аксессуар.

Отечественный потребитель уже настолько привык к засилью контрафактной продукции, выпускаемой на азиатских фабриках, что убедить его в аутентичности того или иного товара – весьма непростая задача. Какие в связи с этим гарантии Вы предоставляете своим клиентам?
Компания «Бюрократ» на рынке уже более 15 лет и имеет репутацию надежного партнера. Мы работаем напрямую с производителями оригинального товара и поэтому можем уверенно гарантировать подлинность тех товаров, которые продаем.

Как часто появляются новинки в коллекциях пишущих принадлежностей Вашей компании? И вообще насколько регулярно происходит обновление модельного ряда ручек у ведущих производителей? Глобальны ли эти изменения или дело ограничивается только расширением цветовой гаммы?
Обновление ассортимента происходит довольно часто. Например, CROSS выпускает новинки два раза в год, и это не только дань меняющимся модным тенденциям. CROSS постоянно работает в области инноваций и радует своих потребителей новинками. Весной 2010 года CROSS выпустил уникальный конвертор SWITCH-IT для преобразования шариковой ручки в механический карандаш 0,7 мм. Благодаря конвертеру черная, синяя или красная линия чернил на бумаге может легким движением руки продолжиться графитом механического карандаша. Конвертер поставляется отдельно или в подарок с ручками Advantage в течение 2010 года.

Подвержены ли производители влиянию модных трендов и тенденций? К примеру, этим летом в ЮАР проходил чемпионат мира по футболу: быть может, в дизайне новых моделей нашли отражение и африканские мотивы?
CROSS серьезно занимается разработкой и производством пишущих инструментов, ориентированных на людей, придающих большое значение модным тенденциям.
Например, ежегодно обновляемая коллекция Sauvage стилизована под шкуру африканских животных. В основу ее создания лег опыт более чем полутора столетий существования CROSS. Пишущие инструменты Sauvage безупречны, и каждая деталь продумана до мелочей. Только над силуэтом дизайнеры трудились более года, пока наконец не нашли тот единственный и неповторимый образ. Каждая ручка поставляется в комплекте с элегантным бархатным футлярчиком.
Или взять коллекцию CROSS 2009 года – Century II Turismo, посвященную самой престижной из всех гонок чемпионата мира «Формула-1» – «Гран-при Монако». Корпус ручек покрыт узором из обвивающих его полос, выполненных в привлекательной и модной весенней цветовой гамме. Динамичный круговой рисунок светящегося лака Lumina трех колоритных расцветок - Racing Red (красный), Track Yellow (желтый) и Turbo Blue (голубой) - на корпусе шариковых ручек как нельзя лучше соответствовал ультрамодным тенденциям сезона.
Если посмотреть на более ранние коллекции CROSS, то в 2008 году обнаружится коллекция Century II Kalahari яркого африканского стиля, воспроизводящего элементы этнической культуры. Коллекция получила название в честь знаменитой пустыни Калахари (Южная Африка), в которой расположен второй в мире по величине охраняемый заповедник. Пестрые, захватывающие, напоминающие традиционные украшения местных модниц, ручки привлекают к себе внимание и напоминают о незабываемой красоте и экзотике настоящего африканского сафари.
В регулярном ассортименте этого года представлена коллекция мерцающих ручек CROSS Masquerade. Главной особенностью коллекции является яркий и сочный орнамент, подчеркивающий индивидуальность и элегантность своего владельца, а также хромированная отделка, придающая мерцающий эффект. Коллекция понравится поклонницам модных и стильных трендов.

Какие новинки в сегменте пишущих принадлежностей Вы подготовили к канцелярской выставке «Скрепка», которая с прошлого года, как известно, проводится одновременно с осенней частью выставки «IPSA Рекламные сувениры»?
Говоря о ручках CROSS, мы рекомендуем обратить внимание на пять коллекций: Apogee, Sentiment, C-Series и Affinity.
Коллекция Apogee (в переводе «высшая точка, кульминация») воплощает стиль и образ высшего света 1970-х – дизайн ручек соответствует канонам, заложенным всемирно известной Studio 54, блеску и шику того периода. При создании ручек Apogee использовался образ людей, привыкших побеждать.
Коллекция Sentiment – это ручки с очаровательным брелоком. Новый дизайн ручек от CROSS привнесет нечто романтическое во все: будь-то личная переписка или повседневные дела. Все пишущие инструменты этой коллекции украшены съемным, выполненным с ювелирным мастерством брелоком в виде замка-сердечка. По желанию владельца они могут быть украшены брелоком на любой вкус.
C-Series – первая коллекция пишущих инструментов, разработанная специально для мужчин. В неоднозначно смелом силуэте корпуса ручек легко прослеживается образ эффектных спортивных машин: хромированные детали корпуса в виде гаек, выступающий клип на шарнире, чеканка логотипа CROSS на клипе и центральное кольцо. Широкий, суживающийся по концам корпус современной ручки из коллекции C-Series притягивает к себе взгляд и создает ощущение силы и практичности.
Новая обтекаемая форма коллекции Affinity превосходно подчеркивает мастерство, с которым выполнен корпус из блестящей, тщательно отполированной прозрачной смолы с антибликовым защитным покрытием. Покрытие корпуса элегантно подчеркивается блестящей хромированной отделкой и литой эмблемой на клипе.

И все-таки иногда душа так и просит чего-нибудь необычного, волшебного! Заканчивая разговор о пишущих принадлежностях, хочется поделиться своим вариантом самого удобного, дешевого и универсального приспособления для письма. Тем более что частично его возможности уже реализованы во многих электронных сенсорных устройствах. Речь идет об обыкновенном человеческом пальце. Он, если можно так выразиться, всегда под рукой. И было бы здорово, если бы мы могли, как в некоторых фантастических фильмах, рисовать им прямо в воздухе или на любой другой поверхности! Только вот куда в таком случае нанесение делать?..

Вячеслав Логачев

Благодарим за предоставленную информацию и фото компании «Бюрократ», «Вики Восток», «Красинский карандаш».