Телефон: +7 (495) 234-74-94

Сувенирная отрасль

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИНДЕЙЦЕВ В РОССИИ

7 апреля в рамках выставки «Дизайн и Реклама 2010» прошла церемония награждения победителей и лауреатов конкурса OMA Russia Awards 2010. Мероприятие является важнейшей составляющей фестиваля BestPoints! и объединяет всех игроков рынка, заинтересованных в получении высоких результатов применения маркетинга в точках продаж.

 

Все дни работы выставки «Дизайн и Реклама» в столичном ЦДХ внимание гостей и участников одного из центральных событий года в рекламной отрасли страны неизменно привлекала красочно оформленная экспозиция с работами номинантов 6-го Национального конкурса OMA Russia Awards. Посетители стенда с интересом разглядывали представленные образцы и делились своими впечатлениями.
Но, конечно, наибольшее количество людей собралось на стенде OMA во время торжественной церемонии подведения итогов конкурса. В результате победителям, чтобы получить заветную статуэтку «Индейца», приходилось буквально протискиваться к импровизированной сцене сквозь плотный ряд других номинантов и зрителей. Впрочем, думается, призеры были только довольны этим обстоятельством, поскольку столь высокий ажиотаж лишний раз свидетельствовал о престижности мероприятия и его большой значимости для отрасли.

Немного истории
Прежде чем перейти к рассказу о ходе награждения, следует остановиться на истории конкурса и приза OMA Awards.
Международная Ассоциация POPAI проводит конкурс OMA Awards на протяжении более чем семидесяти лет своего существования. Его почетный трофей обрел своих обладателей в самых разных уголках земного шара. Многие мировые лидеры POS-индустрии стали в разные годы обладателями заветной статуэтки «Индейца». Поэтому для любой компании участвовать и победить в этом соревновании не только почетно, но и престижно.
Конкурсы ОМА Awards во всем мире проводятся по единым правилам и стандартам. В состав жюри приглашаются ведущие специалисты и представители компаний-заказчиков, а победители национальных конкурсов получают возможность принять участие в конкурсах OMA Awards (Лас-Вегас, США) и POPAI Europe Awards (Париж, Франция).
У представителей компаний, впервые принимающих участие в событии, часто возникает вопрос: «Почему в качестве приза выбрана именно статуэтка индейца?» Надо сказать, это было сделано отнюдь не случайно. Исторически Америка являлась для Европы основным источником поставки табака. Поскольку в конце XVIII века курение табака у многих европейцев, ассоциировалось с североамериканскими индейцами – для удобства европейских купцов все входы в табачные и сигарные лавки на восточном побережье США были обозначены фигурой, изображающей индейца. Может быть поэтому многие эксперты считают эту фигурку первым POSм.
Помимо родины проведения конкурсов ОМА в США официальным правом на вручение приза «Индеец» обладают конкурсы, проводимые во Франции, Австралии и России.

OMA Russia Awards
Что касается истории конкурса OMA в нашей стране, то он начал проводиться с 2005 года. Именно тогда Ассоциация «POPAI Россия» приняла решение о проведении ежегодного мероприятия, демонстрирующего возможности и достижения в POS-маркетинге, – фестиваля BestPoints! На протяжении всего существования фестиваля, неотъемлемой частью его программы стал и Национальный конкурс OMA Russia Awards.
Несмотря на то, что мероприятие организует и проводит российское отделение POPAI, его рамки выходят далеко за пределы нашей страны. Уже не первый год в конкурсе принимают участие, помимо отечественных компаний, POS-производители из стран ближнего зарубежья, Польши, Германии, а в качестве членов жюри выступают именитые гости из самых разных уголков мира.
В этом году на OMA Russia Awards было представлено 120 работ в 25 Номинациях. В итоге, по обилию участников российский конкурс вышел на третье место в мире и уступает только родоначальнику проведения аналогичных мероприятий – американскому ОМА и POPAI Europe, проводящемуся в Париже уже много лет.
Победителей и лауреатов конкурса определил внушительный состав жюри, в состав которого вошли представители таких известных брендов, как L’Oreal, Unilever, Nestle, JTI, Samsung, Microsoft, Phillips, Danone, Kraft Foods, SABMiller, Bacardi, Ferero, руководители ведущих рекламных и маркетинговых агентств – Progression, Point Passat, Publicis United, Unionlinx, Russia Direct, Sales Support Group.  Этот внушительный состав жюри в качестве Председателя возглавила Ирина Васенина, сопредседатель комитета по маркетинговым услугам «АКАР» и CEO Группы Progression.

Кто получит Большой приз?
Шестую церемонию награждения победителей и лауреатов конкурса OMA Russia Awards 2010 провели Олег Вахитов – генеральный директор ИД «Ар энд Ди Коммуникейшнз», главный редактор журнала «Сувенирка» и Михаэль Мандель – заместитель генерального директора «Мессе Дюссельдорф Москва». Они поочередно объявляли названия компаний-призеров в различных категориях и выдавали участникам дипломы. Вручение наград было поручено специалистам отрасли – представителям ведущих фирм и брендов.


От имени организаторов с приветственной речью к собравшимся обратился Президент Некоммерческого Партнерства «POPAI-Russia» Владимир Михайлович Иткин:
«Сегодня мы видим, что наш конкурс значительно вырос. Если в прошлом году было представлено всего 77 работ, то сейчас уже 120. Тогда нам удалось собрать 20 участников, а сейчас их уже 30. Единственное, что осталось на прежней цифре – это количество членов жюри. Впрочем, хотелось бы отметить, что из заявленных 35 человек в этом году приняли активное участие в работе – 32. Значит, люди понимают: это наше центральное событие года, мы вместе создаем нашу индустрию.
В рамках конкурса нам удалось внедрить две новые номинации – Sales Promotion и Promo-Line, – которые уже второй год работают, привлекаются новые участники. От ассоциации РАППС в этом году их было 18, а от РАМУ – 6.
На этот раз мы впервые собрались в рамках выставки «Дизайн и Реклама». Смеем надеяться, что не подвели организаторов, и наше событие стало одним из центральных в рамках всего мероприятия».

Далее ход конкурса пошел по накатанной колее. Объявление призера – вручение награды – бурные аплодисменты – благодарственный спич победителя…

Перед объявлением лауреатов в некоторых категориях ведущие комментировали наиболее любопытные, на их взгляд, тенденции. К примеру, удивление вызвало отсутствие победителя в очень популярной в прошлые годы номинации «Алкоголь». А награждение призеров в категории «Бытовая техника» Олег Вахитов предварил следующим комментарием:
«Мне посчастливилось уже не первый год судить эти работы – сначала был просто свидетелем, потом членом жюри этого конкурса. И, помнится, 3-4 года назад пошла мода на использование мониторов во многих дисплеях. Тенденция на технологичность, инновационность… Кстати, именно тогда у нас и возникла новая номинация «Инновация». В этом же году таких дисплеев практически нет. Единственно, где их можно увидеть – в категории «Бытовая техника»…

Постепенно призы нашли своих обладателей  практически во всех категориях. Оставалась лишь последняя интрига: кто получит Гран-при конкурса. И, после обязательной, но весьма томительной паузы был объявлен главный победитель – «Вирту». Результат вполне закономерный, поскольку компании удалось собрать больше всех наград в других номинациях.


Единственная «сувенирная» номинация
Призеры в категории Promo-Line, где соревновались фирмы, представляющие сегмент рекламных сувениров, стали известны одними из первых. В прошлом году в этой номинации победила РИА «Лужники», второе место заняла компания «Ренессанс Колледж», а бронзу получила компания «Макрос-Евро».

На этот раз «Ренессанс Колледж» смогла взять реванш и опередить других претендентов, благодаря своей коллекции елочных шаров для «Лукойл».

2 место заняла компания «Презент Принт» (работа «Кофейная пара»).

3 место – компания «Альтер Эго Промоушн» (Копилка «Кот Матроскин»).


Светлана Зыкова, генеральный директор «Ренессанс Колледж» так прокомментировала успех своей компании:
«Благодарим организаторов конкурса за высокую оценку нашей работы и наших клиентов, которые доверяют нам свои бюджеты. Но, конечно, хотелось, чтобы в следующий раз участие было для нас более драйвовым. Чтобы было больше участников именно в сувенирной номинации. Считайте это призывом к нашему сувенирному сообществу!»


Хотелось бы в свою очередь присоединиться к данному призыву. Многие сувенирщики жалуются на слабые позиции отрасли на отечественном рекламном рынке. Мол, представители других сегментов порой посматривают на них свысока: «Несерьезным делом занимаетесь, господа!» Однако большая часть вины в таком положении дел лежит на самих сувенирщиках, которые, увлекшись увеличением объема продаж, порой забывают о популяризации своего бизнеса. Лучшим аргументом в ответ на ехидные замечания могла бы стать их активность в области собственного PR и рекламы. Ведь пока получается, что даже лидеры сувенирного рынка, обеспечивающие полстраны рекламно-сувенирной продукцией, сами остаются известны крайне узкому кругу заинтересованных лиц. Их деятельность не на слуху. А худо-бедное функционирование интернет-сайта выглядит на этом фоне едва ли не верхом маркетингового искусства. Одним словом, повторяется старая история – сапожник без сапог…
Поэтому особенно важным становится участие сувенирных компаний в конкурсах, подобных OMA. Это дает им возможность показать себя равноправными членами рекламного сообщества, продемонстрировать свои достижения широкой аудитории, а не только собственным клиентам, получить хорошую прессу и т.д. Но все это при условии, что организаторы будут на деле видеть заинтересованность сувенирщиков в мероприятии, если с каждым разом будет увеличиваться число участников от сегмента рекламных сувениров, а также количество представленных ими работ. Тогда, уверен, в том же OMA Russia Awards сочтут возможным добавить в список еще несколько сувенирных номинаций.
Вот, к примеру, организаторы центральных рекламных выставок страны в наших интервью говорили о рекламно-сувенирной отрасли с большим уважением и всячески подчеркивали ее важную роль на рекламном рынке. Что совсем не удивительно: как правило, на их мероприятиях сувенирные компании занимают четвертую часть, а то и треть от всей экспозиции.

Нужен ли сувенирщикам свой конкурс?
Во второй раз в качестве Генерального партнера конкурса OMA Russia Awards выступила РАППС. Исполнительный директор Ассоциации Виктор Левченко ответил на несколько моих вопросов по итогам мероприятия и дальнейшим перспективам участия в нем сувенирных компаний.

Насколько успешно, на Ваш взгляд, прошел конкурс OMA RUSSIA AWARDS в этом году в целом, и  для представителей сувенирной отрасли в частности?
Я видел только последние два – в сентябре прошлого года и сейчас. Конечно, – антресоль ЦДХ позволила создать на прошлом конкурсе ощущение эксклюзивности – ведь это отдельная площадка, а не часть какой-то экспозиции. Но, к сожалению, она ограничена и по площади, и по высоте. Поэтому на втором этаже экспонировать конкурсные работы гораздо удобнее. И работ стало больше. В общем, на мой взгляд, конкурс прошел успешно. И для сувенирщиков тоже.

Что дает участие в конкурсе сувенирным компаниям. Насколько он для них в данное время привлекателен?
Для участника любого конкурса важно посоревноваться и/или попиарить себя. И это сувенирщикам так же свойственно, как и другим конкурсантам. Но особо привлекателен он для тех, кто понимает, что участие в конкурсе – это инвестиция в развитие своего бизнеса, а не рекламная акция, которая должна дать немедленный коммерческий эффект.

Можно ли утверждать, что в сувенирной номинации победили наиболее интересные работы? Удалось ли жюри сохранить объективность в оценках?
Я уважаю мнение жюри всегда. И верю в объективность его решений. Но «жюрить» сувенирку очень сложно. Ведь сувенирка из всех рекламных носителей наиболее сильно влияет на целевую аудиторию тактильно. А экспонаты были под стеклом. Кроме того, процесс дарения, как правило, сопровождается «легендой», когда слова дарящего усиливают воздействие сувенира на целевую аудиторию. Как это сделать на конкурсе?

Как вы думаете, будет ли в дальнейшем увеличиваться представительство сувенирных компаний в конкурсе – как по числу участников, так и по числу номинаций? И от чего это зависит?
Мне бы очень хотелось, чтобы представители сувенирного сообщества более активно участвовали во всех рекламных мероприятиях. Особенно рекламные агентства, которые и делают из предмета носитель рекламы дарителя. Ведь современные маркетинговые коммуникации невозможно представить без сувенирки, но ее возможности используются в России неактивно. Именно РА могут повысить интерес к сувенирке, их участие в конкурсах и есть тот путь, который приведет к росту числа номинантов и количества работ.

В рамках специализированных рекламно-сувенирных выставок сейчас нет столь же представительного и объемного конкурса, как OMA. В чем, на Ваш взгляд, основная причина этого? Может быть, сувенирная отрасль в нем не нуждается?
На выставках нашей Ассоциации мы не раз проводили конкурсы, на которых участвовали около 20-25 компаний, представлявших вместе около 100 работ. Экономические трудности стали причиной паузы, но, надеюсь, эта форма пропаганды сувенирки и сувенирщиков скоро будет возобновлена.

                                                                       ***
В заключение хотелось бы сказать, что, наблюдая за OMA Russia Awards 2010, я белой завистью завидовал представителям POS-индустрии. У них набирает ход перспективный конкурс: не просто приятная тусовка с «раздачей слонов», а еще и знаковое мероприятие для отрасли –  своеобразная табель о рангах, определяющая лидеров и отражающая реальное положение дел на рынке. В то время как в рекламно-сувенирной отрасли, к сожалению, ничего подобного в данный момент нет.
Конкурсы, которые проводились в рамках специализированных выставок – хотя и они не были идеальны в плане количества участников и числа номинаций – пока заглохли. А новых не появилось… Хотя сувенирщикам, казалось бы, сам Бог велел регулярно мериться силами в области креатива, оригинальных маркетинговых решений, дизайна и т.п. Возможности для этого у них априори гораздо шире, чем у той же наружки или полиграфистов. Поэтому хотелось бы верить, что пауза, о которой выше говорил Виктор Левченко, закончится как можно быстрее.

Текст: Вячеслав Логачев
Фото: Дарья Маркина, Валерий Дрыгин



Обратная связь

Нам интересно Ваше мнение о материале.
Будем признательны, если Вы поделитесь им с нами.