Телефон: +7 (495) 234-74-94

Сувенирная отрасль

Сентябрь 2009 · Журнал Сувенирка №36

МАТРЕШКИН ДВОР

Мировой финансовый кризис не в лучшую сторону сказался практически на всех сегментах российского рынка. Падают обороты, производство продукции, объемы продаж… Специалисты считают, что оздоровить ситуацию во многих отраслях может целенаправленная государственная поддержка, выражающаяся в создании благоприятных условий для отечественных производителей.

Однако (такая вот отечественная специфика) зачастую помощь государства предприятиям ограничивается лишь выдачей кредитов и закупкой их продукции. Казалось бы, что с того? Раздадим всем сестрам по серьгам, глядишь, жизнь и наладится! Но здесь далеко не все так однозначно.
Во-первых, если государство будет осуществлять приоритетную поддержку только определенного круга компаний (а пока к этому и идет – на всех денег не хватит), то нарушит рыночные принципы и одновременно осложнит работу их конкурентам. Во-вторых, далеко не факт, что все это действительно поможет самим предприятиям, зато велик риск того, что рынок окончательно обвалится. В-третьих… (Впрочем, перечислять аргументы «за и против» можно довольно долго, в то время как экспертами давно озвучены рецепты грамотной госпомощи: системная поддержка предприятий отрасли, создание равных условий для (всех!) производителей, стимулирование потребителей и т.д. и т.п.)

Взгляд из-за океана
Подобная «господдержка» может быть осуществлена, в том числе и в сувенирном сегменте. И уже на этот счет поступил «звоночек». Правда, почему-то из-за океана. Одна из влиятельнейших американских газет USA Today опубликовала на своих страницах следующую заметку, которую перепечатали наши «Известия»:
Российское Министерство промышленности и торговли объявило, что правительство ассигнует $28,4 миллиона на закупку Кремлем и государственными учреждениями матрешек и расписной посуды для подарков. Этот шаг должен помочь мастерам, занимающимся народными промыслами, у которых в результате финансового кризиса упали продажи.
Правительственные обещания стали радостной вестью для Юлии Колесниковой, семья которой поколениями делала матрешки. Пока дела шли хорошо, она не хотела привлекать к своему бизнесу внимание армии российских бюрократов и налоговых инспекторов. Сейчас, когда продажи падают уже который месяц, она надеется, что правительственная помощь может оказаться спасением.
«В прошлом сентябре творилось что-то ужасное, заказы просто прекратили поступать, – рассказывает Колесникова. – А по телевизору все время говорили про кризис. Но почему кризис должен затрагивать прекрасное? Мы сначала подумали, что это только у Америки проблемы».
В ее мастерской, которая фактически представляет собой гараж в Подмосковье, выставлены некоторые из ее матрешек, украшенные яркими, нарисованными вручную портретами премьер-министра России Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева.
Есть и куклы скандальной тематики – например, экс-президент Билл Клинтон в смокинге с Моникой Левински и другими связанными с ним женщинами – и набор матрешек с улыбающимся экс-президентом Джорджем Бушем. «Матрешки – классический российский промысел, только жалко, что вокруг нет туристов, готовых их покупать, – говорит Колесникова. – Матрешка с Обамой могла бы стать хитом, если бы он к нам приехал».
Российское государство старается помочь местным народным промыслам выжить. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко заявил, что правительство может ввести налоговые льготы для художников, а также оказать им помощь в продаже их работ в России и за рубежом.
«С тех пор как мы стали демократической страной (то есть после распада Советского Союза в 1991 году), число заказов на матрешки резко возросло, – рассказывает Юлия. – Крупные компании заказывают наборы с портретами руководства, заказы делают даже правительственные структуры».
Цены сильно разнятся: высококачественная, 10-местная матрешка может стоить до $1500. Колесникова надеется, что государство поможет ее бизнесу удержаться на плаву.
«Если власти в Москве сдержат слово и закажут матрешки, мы будем просто счастливы, – говорит она. – Это, по крайней мере, поможет нам продолжить работу, и мы сможем продать то, что у нас лежит на полках».


матрешка

Такой вот матрешечный хэппи-энд намечается…
И добро, если это денежное вливание поможет производителям перестроиться для работы в новых условиях. (В том, что кризис пришел не на один день, думаю, никто уже не сомневается.) Но нельзя исключить и такого исхода событий: государственные деньги потрачены – залежалый товар ушел пылиться в «закрома Родины» – других заказчиков нет – Юлия Колесникова открывает новый семейный бизнес, печет пирожки…

«Заграница» нам поможет?
Извините за прямой, без обиняков, вопрос: но часто ли вы заказываете или просто покупаете матрешки? Лично я – нет. Думаю, не ошибусь, если скажу, что и для внутрироссийского пользования в целом, матрешки – далеко не самый ходовой товар. Чаще всего их, простите за выражение, «впаривают» иностранцам.
Похоже, теперь в роли «иностранцев» решило выступить правительство… В принципе, ничего не имею против. Только никак не могу понять одного: почему государство опять собирается вкладывать деньги налогоплательщиков в покупку не слишком-то востребованного на отечественном рынке товара? Ведь при всем уважении к народным ремеслам, и матрешкам в частности, – не они вытянут сувенирную отрасль из кризиса, а массовая (востребованная здесь!) продукция, способная быстро дать результат. Именно ее основных потребителей, по моему глубокому убеждению, и надо стимулировать на покупки. А если основная масса заказчиков – вновь прочувствовавших полезность рекламных сувениров для успеха своего бизнеса – вернется на рынок, то найдется покупатель и на матрешки, и на другие изделия народных промыслов; тем более что последние несколько лет они планомерно обустраивали себе нишу и в сфере рекламных сувениров.


Срочно примите меры!
Бесспорно, помогать предприятиям народных художественных промыслов надо. Тем более что поддержка эта на региональном уровне осуществляется уже достаточно давно. К примеру, в Нижегородской области, являющейся одним из российских центров по производству изделий народного промысла (в настоящее время в области действует 21 предприятие НХП), работает программа по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов. В ее рамках
осуществляется финансовая поддержка организаций данного рода деятельности, в том числе компенсация процентов по кредитам, взятым этими компаниями на развитие, оплата выставочных площадей, на которых размещается их продукция в рамках проведения всероссийских и международных выставок и т.п. На эти цели только в прошлом году из бюджета Нижегородской области было выделено более 13 млн. рублей.

Наверняка в этом году поддержка предприятий народных художественных промыслов на региональном уровне продолжится. Поскольку, по данным министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Василия Казакова, озвученным на совещании, посвященном подведению итогов работы министерства в 2008 году, – объем продаж предприятий народных художественных промыслов Нижегородской области в 2009 году может сократиться до 40%.

По словам чиновника, это самый неблагоприятный прогноз, касающийся предприятий НХП. «Одной из главных задач нашей работы в текущем году должен стать выработанный комплекс антикризисных мер, направленных на поддержку этих предприятий», – подчеркнул министр.

В том-то все и дело! Нужно разрабатывать «комплекс мер», а не просто «дать денег». Ведь иначе, что получается? Предприятиям народных промыслов, традиционные товары которых и в благополучные-то годы отнюдь не били рекорды продаж – вместо того, чтобы помочь перепрофилироваться, привести ассортимент в соответствие с современными тенденциями, проработать эффективные маркетинговые ходы – дают своего рода индульгенцию на выпуск продукции, не пользующейся особым спросом. Сомнительно, что это станет дополнительным стимулом для адаптации фабрик к новым условиям. Скорее наоборот. В результате, государственные деньги будут потрачены практически впустую, а сам производитель упустит драгоценное время для проведения антикризисных реформ.

О рыбаке и рыбке…
По-хорошему, помогать надо либо всем, либо никому. Помощь эта обязательно должна быть системной и, желательно, не выражаться в прямых денежных вливаниях. Тут уместно вспомнить известную притчу о рыбе и удочке: мало просто дать человеку еду, лучше дать ему то, что поможет ее добыть. Соответственно и денежные субсидии государства вряд ли способны решить все проблемы производителей сувениров. Следовательно, надо дать им такие инструменты, благодаря которым они сами смогут обеспечить успешное развитие собственного бизнеса. Предоставьте им возможность не платить высокие таможенные пошлины на покупку оборудования и сырья, обеспечьте разумные кредиты, создайте режим наибольшего благоприятствования в плане сбыта продукции – и, возможно, вскоре отечественные производители сувенирки смогут составить реальную конкуренцию азиатским компаниям хотя бы на внутреннем рынке.
И еще… Большинство специалистов – представителей отечественных рекламно-сувенирных компаний – сходятся во мнении, что одним из положительных моментов кризиса является очищение рынка от нежизнеспособных и недобросовестных предприятий. Процесс этот проходит автоматически, и попытки вмешиваться в него наверняка ни к чему хорошему не приведут. А политика госзакупок и денежных эмиссий способна только оттянуть неизбежное, но не более того… Поэтому очевидно, что чем раньше завершится данный процесс, тем быстрее начнет восстанавливаться нормальная работа отрасли: региональные заказчики сплотятся вокруг наиболее перспективных компаний, которые будут делиться с дилерами своим успешным опытом работы, стимулировать их активность, а также создание нового оригинального продукта. И пусть даже общий объем рынка сувениров несколько уменьшится, зато работать он начнет гораздо более эффективно.

Текст: Вячеслав Логачев