Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

Рекламная сила Сибири

ООН-рынок Новосибирска занимает третье место по объему в нашей стране вслед за Москвой и Санкт-Петербургом. Примечательно, что в отличие от большинства других регионов наибольшим количеством инвентаря там управляют местные операторы.

 

 

Новосибирск является третьим по численности населения городом нашей страны. А поскольку специалисты отмечают прямую связь между объемом рынка наружной рекламы и количеством жителей того или иного населенного пункта, одно из ведущих мест данного региона в отечественном ООН вовсе не удивительна.

 

Согласно результатам исследования рабочей группы по оценке объемов региональных рекламных рынков, созданной в составе комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), по итогам 2017 года рынок наружной рекламы Новосибирска в целом оценивается в 999 млн руб. (Для сравнения, в 2016 году его объем составил 941 млн руб.)

 

Данный сегмент является самым крупным среди других основных медиаканалов в Новосибирске. Так, на долю ТВ пришлось 801 млн руб., объем радиорекламы составил 233 млн руб., на рекламу в прессе рекламодатели потратили 362 млн руб. В целом по четырем основным медиасегментам объем рекламы составил 2395 млн руб.

Стоит отметить, что успешное развитие сегмента наружной рекламы в том числе является и результатом эффективной работы местных властей, которые не ослабляют контроль за рынком ООН с тех пор, как в 2012 году в Новосибирске были введены новые правила размещения рекламных и информационных конструкций.

 

Уже через год на ООН-рынке Новосибирска произошел ряд существенных изменений. В частности, был повышен коэффициент ЕНВД с 0,22 до 0,25, изменены базовые тарифы на аренду и правила формирования цены квадратного метра рекламной конструкции. Введены коэффициенты местоположения конструкции, понижающие коэффициенты за технически сложную конструкцию, а также понижающий коэффициент, снижающий стоимость социальной рекламы и рекламы, удачно вписанной в архитектуру города.

 

В 2014 году в Новосибирске была утверждена новая схема размещения рекламных конструкций. Согласно этому документу из списка рекламоносителей было исключено 2155 отдельно стоящих объектов наружной рекламы различного формата. Полностью сокращены лайтбоксы на опорах освещений, перетяжки и значительная часть рекламных конструкций большого формата на магистралях и центральных улицах города. Общий объем сокращения рекламных конструкций составил 33,9%. Согласно закону, запрещающему размещение рекламы на объектах культурного наследия, еще 300 рекламных конструкций будет ликвидировано в области к 2020 году, когда истечет срок уже выданных разрешений.

 

Разработку новых стандартов для наружной рекламы местные власти не прекращают и сегодня.

 

Впрочем, иногда на местном ООН-рынке возникают и некоторые шероховатости. В частности, 12 марта 2018 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области прошло заседание по рассмотрению жалобы компании «Мегаполис» на результаты конкурса по размещению наружной рекламы. Как стало известно, антимонопольная комиссия признала жалобу обоснованной и постановила признать итоги аукциона недействительными.

 

Компания «Мегаполис» являлась одним из претендентов на участие в конкурсе на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска. По данным компании, «Городской центр наружной рекламы» Новосибирска отказал ей в принятии заявки и приеме пакета документов. Конкурс состоялся 14 февраля 2018 года.

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области жалоба ООО «Мегаполис» была удовлетворена. В ближайшее время «Городской центр наружной рекламы» Новосибирска планирует проведение нового конкурса.

 

Согласно данным, предоставленным агентством «ЭСПАР-Аналитик», за прошлый год общий бюджет ООН Новосибирска составил 1016, 2 млн руб. Сегмент сохранил положительную динамику, как и отечественный рынок наружной рекламы в целом.

Первенство по числу объектов инвентаря ООН в Новосибирске принадлежит щитовой широкоформатной рекламе. В феврале 2018 года количество щитовых конструкций 6 х 3 в городе равнялось 3592 шт. и достигло 64% по отношению к другим основным форматам рекламоносителей, число которых составило 5662 шт.

 

Второй по популярности тип рекламоносителя в Новосибирске - сити-формат. Число данных конструкций в феврале 2018 года составляло 1319 шт. - 23% от общего числа рекламоносителей. Стоит отметить, что наблюдается неуклонная тенденция по снижению данного типа инвентаря в городе: в ноябре 2015 года конструкций сити-формата там насчитывалось 1504 шт. (на 185 шт. больше, чем сегодня). В ноябре 2014 года их было 1798 шт. (на 294 шт. больше, чем в 2015-м), а в ноябре 2013-го - 2551 шт. (на 753 шт. больше, чем в 2014 году).

 

Также на рынке наружной рекламы Новосибирска весьма значимую роль играют крупноформатные рекламные конструкции. Всего их, по данным «ЭСПАР-Аналитик», размещено в городе по состоянию на февраль 2018 года 573 шт., что составляет около 10% от общего количества рекламных конструкций. Число рекламоносителей других форматов - сити-борды, пиллары - крайне незначительно.

 

Как уже говорилось выше, важной особенностью рынка наружной рекламы Новосибирска является то, что в отличие от большинства других региональных рынков OOH значительную роль там играют местные игроки.

 

Первые три места по количеству инвентаря по состоянию на февраль 2018 года в Новосибирске занимают местные компании: «Дизайнмастер», «Рим-С» и «Арт-Бизнес-Лайн», имеющие соответственно 2462, 1324 и 829 рекламных конструкций. Причем «Дизайнмастер» давно перерос масштабы своего региона и вышел на федеральный уровень. В общей сложности у топ-5 операторов, работающих на рынке ООН Новосибирска, по состоянию на февраль 2018 года имеется 5369  рекламных конструкций.

Новосибирский рынок наружной рекламы привлекателен для многих компаний, как местных, так и федерального значения.

 

Наибольшие средства в ООН Новосибирска за прошлый год, сообщает агентство «ЭСПАР-Аналитик», вложили рекламодатели товарной категории «недвижимость и строительство». При этом доля компаний, представляющих эту сферу, в общем бюджете рынка наружной рекламы города составила 21,4%, что в денежном выражении составило  217,7 млн руб.

 

Причем в большинстве своем это местные компании. В частности, список десяти ведущих рекламодателей ООН Новосибирска возглавляет РАН «Этажи», представляющее сферу недвижимости. Бюджет, который компания выделила на наружную рекламу в 2017 году, составил 29,6 млн руб. За ней следует «Сибакадемстрой», потратившая в прошлом году на ООН в Новосибирске 21,1 млн руб. Также в топ-10 вошло представляющее Новосибирск агентство недвижимости «Огни Сибири» (14,4 млн руб.).

 

В свою очередь, в топ-10 ведущих рекламодателей ООН Новосибирска наблюдается несколько крупных компаний, представляющих сферу оптово-розничной торговли. Пятое место в списке занимает сеть «М.Видео», вложившая в данный сегмент в прошлом году 18,2 млн руб. Еще из федеральных ретейлеров на размещение наружной рекламы в городе солидные бюджеты выделили «Лента» (17,6 млн руб.) и «Эльдорадо» (13,8 млн руб.).

 

Несмотря на свое многочисленное присутствие в топ-10, компании, представляющие услуги и средства связи (6,7%), заняли всего пятую строчку в долевой структуре товарных категорий в ООН Новосибирска, уступив категориям «туризм, развлечения» (10,9%), «прочие товары и услуги» (8,0%).

 

Компания «Мобильные телесистемы», занимающая четвертую строчку в списке ведущих рекламодателей ООН Новосибирска, потратила в прошлом году 18,8 млн руб., «Вымпелком» - 16,3 млн руб., «Мегафон» - 15,2  млн руб.

 

Общая сумма затрат на наружную рекламу в Новосибирске рекламодателей, не входящих в первую десятку, составила 830,6 млн руб.

 

                                                                           ***

Подытоживая вышесказанное, стоит отметить, что рынок наружной рекламы Новосибирска, очевидно, адаптировался к новым реалиям и выходит на уровень поступательного развития. А с учетом всех перспектив данного региона можно с уверенностью утверждать, что он и в дальнейшем будет играть одну из ведущих ролей в ООН России.

 

Вячеслав Логачев