Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

Голевой момент

 

Маркетологи отмечают, что крупные международные спортивные соревнования неизменно увеличивают активность рекламодателей и повышают объем доходов от рекламы. Соответственно, в годы их проведения аналитические агентства учитывают это в своих прогнозах, делая их более благоприятными. И тем более это относится к странам, где эти соревнования будут проводиться.

В свете предстоящего через полтора месяца в нашей стране чемпионата мира по футболу, который является самым главным событием в мире спорта, по продолжительности и ажиотажу превышающим даже Олимпиаду, мы также вправе рассчитывать на то, что отечественный рекламный рынок получит от этого свои дивиденды...

 

 

 

Однако, конечно, этого не случится, если не будет развиваться отечественная спортивная индустрия, а также сфера спортивного ретейла и услуг. Потенциал данного сегмента рынка весьма высок. Ведь в большинстве ведущих мировых стран он неизменно находится в числе самых крупных.

 

Согласно исследованию AT Kearney в 2017 году мировой рынок спортивной индустрии превысил $90 млрд. В расчет входит как мировой объем продаж билетов на спортивные мероприятия, так и реализация прав на трансляцию и спонсорские контракты. Если же к этому прибавить выручку компаний от продажи спортивных товаров, одежды, экипировки и фитнеса, то его объем составляет около $700 млрд.

 

Согласно исследованию компании, крупнейший спортивный рынок - Европа, на этот регион приходится 48% спортивной выручки. На втором месте находится Северная Америка (38%), на третьем - Азия, на четвертом - Латинская Америка. Доля России в объеме мирового рынка спортивных товаров пока невелика и составляет около 1,2 - 1,5%.

 

Однако после резкого сокращения в кризисный период (на 13,1% в 2015 году) российский рынок спортивного ретейла начал свой рост. По данным исследовательской компании NeoAnalytics в 2016 году он вырос на 6,3% и составил около 255 млрд. рублей, по итогам прошлого года также ожидается дальнейший рост. Лидерами российского рынка розничных спортивных сетей по объему выручки стали ГК "Спортмастер", ГК "Адидас" и "Декатлон".

В прошлом году также начал расти российский рынок фитнеса. После трехгодичного падения он поднялся сразу на 10% и большинство экспертов дают оптимистичные прогнозы на его развитие. Кстати, одной из особенностей отечественной фитнес-индустрии является частое открытие/закрытие, а также смена локаций спортивных клубов. Это играет на руку производителям вывесок, которые от этого получают дополнительное число заказов.

 

Стоит отметить, что согласно оценкам исследователей на 2017 год в России насчитывается около 4 тысяч спортцентров, при этом объем рынка фитнес-услуг нашей страны составляет всего лишь 1% от объема общемирового. Соответственно, у сферы спортивных услуг России имеется значительный потенциал для развития и, при условии его реализации, дополнительные бюджеты могут получить как производители визуальной рекламы, так и представители ООН-сегмента.

 

Немаловажно, что после определенного спада и ухода с российского рынка некоторых международных спортивных брендов в прошлом году начала наблюдаться противоположная тенденция.

 

В частности, новую сеть спортивной одежды Leap запустила компания Inventive Retail Group (развивает бренды re:Store, Samsung, Nike, Lego, Street Beat). В дальнейшем планируется расширить сеть до 50 магазинов в Москве и городах-миллионниках. На сегодняшний день в нашей стране уже работает два магазина - в ТРЦ "Авиапарк" и ТРЦ "Океания".

 

Американская сеть спортивных товаров Under Armour в октябре прошлого года открыла  в России свой первый монобрендовый магазин в ТЦ "Метрополис", площадь торговой точки - 300 кв. м. Это один из трех крупнейших ретейлеров в сегменте спорттоваров в мире, конкурирующий с Nike и Adidas. Также магазины бренда есть в ТЦ "Атриум" и во Vnukovo Outlet Village.

 

Форсировать развитие розничной сети намерен производитель спортивной одежды и экипировки Stayer. В текущем году бренд планирует увеличить количество точек в Санкт-Петербурге до двух десятков и расширить географию присутствия, открыв первые магазины в Москве и Финляндии.

 

Кроме иностранных компаний в сферу спортивного ретейла приходят и отечественные игроки. Так, первые физические магазины, расположившиеся в центре Москвы, открыл российский бренд спортивной и casual-одежды Zasport. Компания существует с 2012 года и разрабатывает экипировку для спортивных команд и корпораций. Бренд уже стал официальным экипировщиком олимпийской сборной России. В ближайшее время также будут открыты магазины в Санкт-Петербурге и Сочи.

 

Стоит подчеркнуть, что расширение сетей и открытие новых торговых точек, как и в случае с фитнес-клубами, увеличивает не только число заказов у производителей вывесок и рекламного оформления, но и приносит дополнительные средства в объем ООН РФ.

 

В настоящее время категория "спортивные товары и услуги" прочно удерживает место в топ-10 ведущих товарных категорий рекламодателей. И в последние годы доля этой категории в ООН России колебалась от 3 до 5%.

 

В 2017 году, согласно подсчетам специалистов "ЭСПАР-Аналитик", затраты рекламодателей категории "спортивные товары и услуги" на наружную рекламу в 50 крупнейших городах России составили в общей сложности 1 185 ,5 млн руб., что примерно на 100 млн руб. выше показателей 2015 года (тогда, напомним, они равнялись 1089,1 млн руб.).

Причем, если тогда заказчики планомерно снижали число своих размещений в outdoor-сегменте - самым успешным месяцем, как ни парадоксально, стал январь, а лето и конец года выдались провальными - то сейчас наблюдался планомерный рост практически на протяжении всего года.

 

Если в январе 2017 года рекламодатели из товарной категории  "спортивные товары и услуги" потратили на ООН в РФ в общей сложности 90 млн руб., то уже в феврале они раскошелились на 95 млн руб. После небольшого спада в марте - 86 млн руб., вполне пристойные цифры были показаны в апреле, мае и июне - 109 млн руб., 99 млн руб. и 108 млн руб., соответственно.

 

Закономерный спад, пришедшийся на время летних отпусков в июле и августе - 88 млн руб. и 84 млн руб., сменился осенним восстановлением - в сентябре и октябре заказчики из сферы спортивного ретейла выделили на ООН 94 млн руб. и 92 млн руб., а ноябрь и декабрь показали рекордные для прошлого года цифры в 119 млн руб. и 122 млн руб.

 

Соответственно, можно смело говорить о несомненной тенденции по увеличению рекламных затрат представителей спортивной индустрии. А по мере приближения к чемпионату мира и особенно во время его проведения они наверняка будут только увеличиваться. Так что новые рекорды, очевидно, не за горами...

 

Что касается основных рекламодателей, то среди них, по версии "ЭСПАР-Аналитик", абсолютным лидером стала сеть по продаже спортивных товаров и одежды ГК "Спортмастер". За 12 месяцев 2017 года она потратила на ООН 393 млн руб., что составило 33,2% от общей суммы бюджетов заказчиков ООН из категории "спортивные товары и услуги".

 

За ней с огромным отрывом следует "Русская Фитнес Группа", выделившая на ООН в прошлом году 59,3 млн руб. - это составило 5% от общей доли.

 

Также на ведущих ролях закономерно оказались организаторы спортивных состязаний: проводящая чемпионат мира по футболу федерация FIFA, вложившая в наружную рекламу в России 39,4 млн руб., и санкт-петербургский футбольный клуб "Зенит", израсходовавший 23,2 млн руб. Согласно опросам, "Зенит" в настоящее время является самой популярной футбольной командой в России. И не исключено, что этому в немалой степени поспособствовала политика клуба в области рекламы.

 

Кроме того, в топ-5 основных рекламодателей из спортивной сферы вошел "Евразия Холдинг", выделивший бюджет в 28,1 млн руб.

 

На долю остальных рекламодателей ООН РФ из категории "спортивные товары и услуги" пришлось немногим более половины от общего объема, что в денежном выражении составило 642,1 млн руб.

 

Число людей, занимающихся спортом, во всем мире постоянно увеличивается, также все более популярным становится здоровый образ жизни. Что показывает как востребованность спортивной сферы, так и пути ее дальнейшего развития. И немаловажно, что наша страна не остается в стороне от данных тенденций. А если чемпионат мира пройдет удачно (и речь здесь не столько о результатах нашей сборной, хотя и они тоже существенны), то это может дать толчок и к росту рынка спортивных товаров и услуг, и к увеличению числа заказов производителям наружки и операторам ООН РФ от представителей данной категории.

 

***

 

В заключение остается сказать, что несмотря на все благоприятные прогнозы, нужно еще, чтобы они воплотились в жизнь. Выражаясь футбольной терминологией, отечественная спортивная сфера и, опосредованно, рекламная имеют голевой момент, который только предстоит реализовать.  

 

Вячеслав Логачев