Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

Наружка и ретейл

Не секрет, что наружная реклама росла и развивалась вместе со сферой розничной торговли. И в известной степени практически весь бизнес производителей вывесок и рекламного оформления можно назвать полноправной частью уличного ретейла. Соответственно, от ситуации в этой области жизненно зависят перспективы развития сегмента производства вывесок и других средств визуальной рекламы.

 

 

Одним из основных показателей розничной торговли является ее денежный оборот. К сожалению, в прошлом году отечественный рынок ретейла демонстрировал значительно более низкую динамику, нежели аналогичный период 2015 года. По данным Росстата, оборот розничной торговли в 1-ом полугодии 2016 года упал на 5,7% по отношению к соответствующему периоду 2015-го. Однако хотя данная тенденция существенно ограничивает возможности ретейлеров по развитию своих сетей и обновлению оформления уже существующих торговых точек - из-за банальной нехватки средств, - все же она не является определяющей в этом отношении. Тем более что ситуация в различных сегментах розничной торговли может сильно отличаться.

 

К примеру, по данным исследования потребительских предпочтений жителей Москвы и Московской области за 2016 год, подготовленного компанией EY,  количество покупателей в магазинах крупных форматов - гипермаркетах - сократилось на 8%. Причем основной отток потребителей произошел в "магазины у дома" - 40%, супермаркеты - 19% и онлайн-площадки - 12%. И большинство экспертов считают, что данная тенденция будет только нарастать. А с учетом того, что по числу магазинов шаговой доступности на душу населения мы по-прежнему серьезно отстаем от ведущих стран, есть очевидный потенциал для роста. И если российские чиновники все-таки смогут выполнить то, что давно обещают, и создадут более приемлемые условия для ретейлеров, представляющих малый и средний бизнес, то они могут дать большое дополнительное число заказов производителям наружной рекламы.

 

Тем не менее пока наиболее масштабные и многочисленные проекты производители наружки реализуют по заказу сетевых брендов, немалая часть которых размещается в торговых центрах.

 

Среди крупнейших новых ТЦ 2016 года следует отметить ТЦ "Охта Молл" в Санкт-Петербурге (торговая площадь - 78 тыс. кв. м), ТРЦ "МегаГринн" в Курске (торговая площадь - 69 тыс. кв. м) и ТРЦ "Гринвич" в Екатеринбурге (торговая площадь - 65 тыс. кв. м).

 

Россия продолжает занимать лидирующую позицию в Европе по общей площади торговых центров: по информации компании "Магазин Магазинов", по состоянию на декабрь 2016 года она составила 20 млн кв. м. И хотя по сравнению с 2015 годом ввод новых торговых площадей оказался минимальным за последние 8 лет и сократился на 5%,  в наступившем году ожидается увеличение объема ввода на 20% больше, чем в прошлом году. Обеспеченность страны торговыми центрами остается достаточно низкой - около 137 кв. м на тысячу россиян - и здесь также очевидны потенциал для роста и вероятные интересные проекты для производителей визуальной рекламы.

 

Также в числе тенденций, которые могут подсказать производителям наружной рекламы, как строить свою работу с заказчиками и какие формировать предложения, можно назвать переоборудование под точки розничной торговли уже существующие объекты инфраструктуры.

 

В мегаполисах все сложнее найти свободные площади для застройки, поэтому решение использовать уже существующие площадки выглядит наиболее оптимальным. К примеру, российский ретейлер "Лента" планирует открыть 36 новых супермаркетов в Москве. Новые объекты будут созданы на месте устаревших столичных кинотеатров. Каждое здание будет иметь индивидуальный архитектурный стиль, при этом все центры будут отражать единую концепцию проекта. Общая площадь торговых точек будет составлять от 740 кв. м до 1800 кв. м. Первые магазины появятся уже в конце 2018 года.

 

Еще одним показателем рынка ретейла, особенно важным для сегмента наружной рекламы, является вакантность в стритретейле. И это понятно - чем больше торговых точек остаются пустыми, тем менее востребованными оказываются услуги по изготовлению и монтажу вывесок и рекламному оформлению.

 

По информации компании "Магазин магазинов", вакантность в стритретейле Москвы сократилась в 2016 году на 2% и составила 7%. Специалисты полагают, что существенное влияние на это оказала программа по реконструкции московских улиц и созданию комфортной городской среды. Так, на Мясницкой улице вакантность сократилась с 9% в 1-ом квартале 2015 года до 2% после двух этапов реконструкции, а на Тверской - с 15% до 10%. Положительная тенденция наблюдается и в стритретейле Санкт-Петербурга, где, по данным исследования компании JLL, в 4-ом квартале прошлого года на основных торговых улицах открылось на 20% больше объектов ретейла, чем закрылось.

 

 В числе положительных тенденций на рынке отечественного ретейла можно назвать и появление новых зарубежных брендов. Причем, в отличие от 2014 - 2015 годов, когда наблюдался большой отток иностранных компаний из России, за первые 3 квартала 2016 года свои торговые точки открыли в нашей стране около 40 брендов, а ушел лишь один. Сразу три зарубежных компании вышли на отечественный рынок в низком ценовом сегменте, чего не наблюдалось в 2015 году. Это сеть непродуктовых товаров повседневного спроса французского ретейлера "Ашан", Lillapois Beauty, израильская сеть кофеен Cofix, а также американская сеть Claire's Russia.

 

Также продолжают развивать свои сети, а соответственно увеличивать объем отечественного рынка визуальной рекламы, и многие из уже присутствующих на российском рынке иностранных торговцев. В частности, один из крупнейших европейских DIY-ретейлеров - французская компания Leroy Merlin - в прошлом году открыла в России 17 гипермаркетов. Общий объем инвестиций компании в развитие сети гипермаркетов в России в 2016 году составил 30 млрд руб. В наступившем году бренд планирует открыть в России еще 15 - 20 магазинов, инвестировав в это также около 30 млрд руб.

 

Однако, на фоне экономических санкций от западных стран, низкого курса национальной валюты и развернувшегося процесса импортозамещения, все большую роль на рынке отечественного ретейла начинают играть отечественные компании, которые заполняют ниши, освобожденные зарубежными игроками.

 

Так, ставший крупнейшим в России по размеру торговых площадей сетевой оператор "Лента",  продолжая наращивать количество гипермаркетов, приступил к осуществлению проекта по расширению сети супермаркетов. По итогам 2016 года, компания перевыполнила план, запустив не 16, как планировалось, а 18 новых магазинов. Причем "Лента" планирует развивать сеть супермаркетов не только в обеих столицах, но и в регионах. Как сообщают представители ретейлера, в первой половине наступившего года откроется первый супермаркет "Лента" в Новосибирске. Что касается Москвы и области, то в планах компании в ближайшие годы расширить сеть до 50 гипермаркетов и 200 супермаркетов.

 

100 магазинов открыла в 2016 году ГК "Детский мир". Наиболее активно сеть магазинов детских товаров развивалась в Московском регионе, где "Детский мир" расширил свое присутствие на 40 магазинов. Общее число магазинов сети по итогам  года в Московском регионе составило 147, в Санкт-Петербурге - 33. В минувшем году компания вышла на розничные рынки Чечни (Грозный), Ингушетии (Магас, Назрань) и Дагестана (Махачкала). Первые магазины "Детский мир" также открылись в Арзамасе, Братске, Буденновске, Губкине, Домодедове, Истре, Луховицах, Лыткарино, Сергиевом Посаде, Солнечногорске, Старой Купавне, Чайковском и Чите. Как рассказал в официальном сообщении генеральный директор "Детского мира" Владимир Чирахов: "В 2017 году сеть продолжит динамичное развитие в регионах страны".

 

Торговый дом "Интерторг", развивающий собственные сети "Народная 7Я" и "Идея", а также по франшизе голландский бренд SPAR, в этом году планирует открыть 64 новых магазина разных форматов. Новые объекты будут открываться на Северо-Западе и в Центральном регионе. Общий объем инвестиций на 2017 год составит 8 - 9 млрд рублей с учетом строительства трех гипермаркетов. В обозримой перспективе "Интерторг" намерен увеличить свою розничную сеть до 1 тыс. магазинов.

 

Открыть 150 - 200 магазинов в России, в том числе в Крыму, а также расширить собственное ювелирное производство "Талант" планирует в 2017 году ювелирная сеть "585/Золотой". Таким образом, по итогам года сеть магазинов может увеличиться с 600 до 750 - 800 розничных точек.

 

Стоит отметить, что ювелирный ретейл отличается особыми требованиями к качеству визуальной рекламы, а в оформлении витрин и indoor все чаще прибегает к средствам digital signage.

 

Таким образом, можно отметить, что планы по развитию бизнеса в 2017 году в России присутствуют у многих отечественных и зарубежных ретейлеров. (Правда, далеко не все решаются их озвучить - слишком много распиаренных проектов пришлось заморозить брендам в последние два года.) А это значит, что услуги по изготовлению и монтажу вывесок, рекламному и дизайнерскому оформлению по-прежнему будут востребованы. Тем более что представить себе розничную торговлю без визуальной рекламы практически невозможно.

 

Вячеслав Логачев